Авдий

i
1
Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Эдоме. Весть услышали мы от Господа, и посол послан [объявить] народам: «Вставайте и выступим против него войной!»
2
«Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении.
3
Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: „Кто низринет меня на землю?“
4
Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, - говорит Господь. -
5
Не воры ли приходили к тебе? Не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе сборщики винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод?
6
Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его!
7
До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобой в мире, едящие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нем смысла!
8
Не в тот ли день это будет, - говорит Господь, - когда Я истреблю мудрых в Эдоме и благоразумных - на горе Исава?
9
Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством.
10
За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда.
11
В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий об Иерусалиме, ты был как один из них.
12
Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иудиных в день гибели их и расширять рот в день бедствия.
13
Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его,
14
ни стоять на перекрестках для убийства бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия.
15
Ибо близок день Господен на все народы. Как ты поступал, так поступят и с тобой; воздаяние твое обратится на голову твою.
16
Ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, и будут пить, проглотят, и будут - словно их не было.
17
А на горе Сион будет спасение, и будет она святыней; и дом Иаковлев получит во владение наследие свое.
18
И дом Иаковлев будет огнем, и дом Иосифов - пламенем, а дом Исавов - соломой: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исавова, ибо Господь сказал это.
19
И завладеют те, которые к югу, горой Исава, а которые в долине - филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом.
20
И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землей ханаанской до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные.
21
И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет Царство Господа».
Комментарии к стихам

Автор

Имя "Авдий" означает "слуга Господа". О его происхождении и обстоятельствах жизни ничего неизвестно. Еврейское предание часто путает его то с Авдием, придворным безбожного царя Ахава (3 Цар. 18,3), то с одним из князей, которым было поручено учить закону в городах Иудеи (2 Цар. 17,7). Третий Авдий, левит из рода Мерари, был поставлен царем Иоасом над рабочими, которые должны были восстановить храм (Неем. 10,5; 12,25).

Сила и непреложность пророчества Авдия зиждятся на том, что "Господь сказал это" (ст. 18), а не на личной славе пророка.

Время и обстоятельства написания

Существуют разные точки зрения на то, когда была написана эта книга. Пророк говорит о беспощадном разграблении Иерусалима, в котором едомитяне приняли участие (ст. 11-14), но описание бедствия не содержит поддающихся датировке подробностей.

Одни соотносят пророчество со временем вторжения в Иудею филистимлян и арабов, которое произошло при царе Иораме (848-841 гг. до Р.Х.) и в котором, по-видимому, участвовали едомитяне. Ср. 4 Цар. 8,20-22; 2 Пар. 21,8-10; 16,17.

Другие связывают пророчество с нападениями вавилонян на Иудею, приведшими к ее падению в 586 г. до Р.Х. Как Священное Писание (Пс. 136; Иез. 35), так и более поздняя, не вошедшая в канон, Вторая книга Ездры (4,45) определенно указывают на связь едомитян с гибелью Иудеи.

Не решают вопрос и попытки определить дату, опираясь на поразительное сходство ст. 1-9 с Иер. 49,7-22, которое не может объясняться случайным совпадением. Известно, что служение Иеремии началось около 626 г. и закончилось после 586 г. до Р.Х.; однако заимствовал ли один из них пророчества у другого или оба пользовались более ранним источником, сказать трудно.

Характерные особенности и темы

Пророк говорит "об Едоме" (ст. 1), он вновь и вновь обращается к едомитянам; тем не менее откровение это дано народу завета как часть Священного Писания. Поэтому задача пророка - не столько предупредить Едом о предстоящем возмездии, сколько убедить народ Божий, что высшая справедливость на его стороне. Иудея была повержена, Едом процветал; упорядоченный мир, казалось, уничтожен и уступил место хаосу. Но Господь вложил в уста Авдия откровение о высшем правосудии, дабы поддержать в народе ослабевшую веру. Ведь историю предопределяет всеблагая воля Бога.