Амос

i
1
Слова Амоса, одного из пастухов фекойских, которые он [слышал] в видении об Израиле, в дни Озии, царя иудейского, и в дни Иеровоама, сына Иоаса, царя израильского, за два года перед землетрясением.
2
И сказал он: «Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима – и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила».
3
Так говорит Господь: «За три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами.
4
И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада.
5
И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр – из дома Еденова; и пойдет народ арамейский в плен в Кир», – говорит Господь.
6
Так говорит Господь: «За три преступления Газы и за четыре не пощажу ее, потому что они вывели всех в плен, чтобы предать их Эдому.
7
И пошлю огонь в стены Газы – и пожрет чертоги ее.
8
И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аскалоне, и обращу руку Мою на Екрон, и погибнет остаток филистимлян», – говорит Господь Бог.
9
Так говорит Господь: «За три преступления Тира и за четыре не пощажу его, потому что они передали всех пленных Эдому и не вспомнили братского союза.
10
Пошлю огонь в стены Тира, и пожрет чертоги его».
11
Так говорит Господь: «За три преступления Эдома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно в гневе своем и всегда сохранял ярость свою.
12
И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора».
13
Так говорит Господь: «За три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои.
14
И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее: среди крика – в день брани, с вихрем – в день бури.
15
И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним», – говорит Господь.
Комментарии к стихам

Автор

Пророк Амос был уроженцем Фекои (1,1) - небольшого городка, принадлежавшего колену Иудину и лежавшего приблизительно в 15-16 км к югу от Иерусалима и в 10 км - от Вифлеема. Здесь он пас стада (1,1), разводил скот, собирал сикоморы (7,14). Амос, несомненно, знал историю своего и других народов (1,3 - 2,3), многочисленные ссылки на завет Божий свидетельствуют о хорошем знании закона. Именно его Всевышний Господь призвал к пророческому служению, которое проходило главным образом в Израильском царстве (7,15), хотя его пророчества обличали и грехи иудеев (2,4.5; ср. 9,11).

Время и обстоятельства написания

Пророческое служение Амоса пришлось на годы правления Озии, царя иудейского (792-740 гг. до Р.Х.), и Иеровоама II, царя израильского (793-753 гг. до Р.Х.). Во время царствования Иеровоама, когда между Иудеей и Израилем сохранялся мир, были восстановлены границы Израиля в соответствии с пророчеством Ионы, сына Амафиина (4 Цар. 14,25). Царство процветало. Израиль не сталкивался с серьезной угрозой вторжения ассирийских войск на протяжении почти сорока лет.

При Феглаффелласаре III (745-727 гг. до Р.Х.) Ассирия усилилась и расширила свои территории на западе и востоке. Иудея вскоре превратилась в ее вассальное государство, а Дамасское государство, расположенное между Израилем и Ассирией, вошло в состав Ассирийской империи (4 Цар. 16,7-9).

Феглаффелласара III сменил на троне его сын Салманассар V (727-722 гг. до Р.Х.), продолживший экспансионистскую политику отца и вынудивший израильского царя Осию заключить с ним вассальный договор (4 Цар. 17,3). Однако Осия восстал против таких условий и обратился за помощью к Египту (4 Цар. 17,4). Помощь, конечно же, не пришла, Салманассар осадил Самарию, и спустя три года столица Израиля пала (722 г. до Р.Х.), а государство Израиль перестало существовать (4 Цар. 17,5.6).

Характерные особенности и темы

Возможно, предсказания Амоса, составившие эту книгу, были сделаны им в Самарии и Вефиле. Не подлежит сомнению только то, что пророческое служение привело его в Вефиль (7,10-17). В отличие от предсказаний более ранних пророков предсказания Амоса сохранились в письменном виде, как и труды его современников - Исайи и Осии.

Как и все пророки, Амос подвергает критике идолопоклонство и социальную несправедливость, столь характерные для Израильского царства. Ложная религиозность народа, при которой принималась лишь внешняя сторона религии, стала нормой. При этом израильтяне не только старались сохранить требования закона относительно ритуала, но даже усложнили их (4,4.5). Идолопоклонство было таким же обычным явлением (4 Цар. 17,14-17; Ам. 5,26), как царившие повсюду жестокость, насилие и несправедливость (2,6-8; 4,1).

Для пророка Амоса Бог - это именно Тот Бог-Творец, Который создал человека по Своему образу и подобию. Он -Господь, и нет никаких других богов. Как Творец Бог является верховным и единоличным Господом всего созданного Им мира (4,13; 5,8; 9,5.6). Он в силах по Своему волеизъявлению возвысить один народ над другим (1,3 - 2,3). Он также является Судьею над принявшим завет народом Израиля, оставляя за Собой право воздвигнуть против израильтян другой народ (6,14). Но, несмотря на все это, Он остается любящим Богом, Который прежде всего желает, чтобы люди "взыскивали Его и были живы" (5,4; ср. 1 Тим. 2,3.4).

Господь посылал предостережения Израилю в виде голода, засухи, различных бедствий и военных поражений, но Его народ отказывался видеть в этом руку Божию (4,6-11). Божия кара не могла не последовать (4,12 - 5,20), и прообраз ее нашел отражение в пророчествах, предвещавших массовое разорение и изгнание. Только Господь подвергает наказанию тех, кого любит. Отдаленное будущее Его народа предстает в заключительной части книги, рисующей новое царство, которое станет царством мира и социальной справедливости (9,13-15).